Необходимость использования грузоподъемного оборудования в давние времена возникала достаточно часто. И каждый раз эта задача решалась особым образом. Для того чтобы в конце 17 века установить Царь-колокол в Московском Кремле понадобилось довольно простое оборудование: ручные лебедки (ворота), система противовесов, блоков и рычагов. Противовесы существенно облегчили задачу, и груз был быстро поднят лебедками, установленными на башне.
В горном деле существовали свои изобретения, облегчавшие труд горнорабочих. Например, в 1752 году было предложено оригинальное маятниковое оборудование для перемещения добытой руды. Связанные воротом грузовые платформы перемещались поочередно то вниз, то вверх. Нагруженная платформа, под действием своего веса, шла вниз, а ей навстречу шла пустая платформа. Скорость спуска регулировалась одноколодочной системой, действующей на тормозное колесо, расположенное на валу ворота.
Подъемные механизмы вплоть до 18 века приводились в действие в основном за счет мускульной силы человека или животных. Однако некоторые из них работали благодаря силе падающей воды. Таким образом действовала машина К. Д. Фролова, приводимая в движение падающей водой из попеременно поднимающихся сосудов. Направление работы подъемного механизма можно было менять, устанавливая направление падающего потока на левую или правую половину приводного колеса.
Проверенные веками лебедки, полиспасты и катки — применялись в 1769 г для доставки огромного гранитного камня, послужившего основанием памятника Петру I. Камень был доставлен на место с помощью армированных медными листами деревянных рам, снабженных продольным желобами, в которых помещались бронзовые шары. Это устройство напоминало упорный шариковый подшипник. По мере передвижения камня, располагавшегося на верхней раме, задние нижние рамы с шарами перемещались вперед.
В Петербурге, в
Надо отметить, что еще до революции 1917 г в России на Костромском механическом заводе производилось такое прогрессивные по тем временам индивидуально заказанные подъемные краны. Кроме того, уже к концу XIX в. различное подъемное оборудование выпускалось и на других крупнейших машиностроительных заводах страны (Коломенском, Сормовском, Краматорском, Брянском, Путиловском и др.).